Новости – Общество
Общество
По месту жительства
Фото: Фото: ИТАР-ТАСС/ Леонид Свердлов
Брянских школьников закрепили за учебными заведениями «в шаговой доступности»
20 мая, 2014 14:59
8 мин
Брянская городская администрация «привязала» все городские школы к определенным микрорайонам. Теперь проживающих здесь детей будут принимать в образовательное учреждение в первую очередь, остальных желающих — только на свободные места. Как отдать своего ребенка в «сильную» школу и что делать, если ребенок прописан не по месту жительства, разбиралась корреспондент «Русской планеты».
– У меня двое детей-двойняшек 6 лет. Мы планируем с сентября этого года пойти на подготовительные курсы, а в следующем году, соответственно, в первый класс. Проживаем мы в Советском районе города Брянска на улице Рославльской, но территориально это относится к поселку Путевка. Какой наш следующий шаг для того, чтобы быть зачисленными к вам в гимназию на подготовительные курсы, а затем и в 1 класс?
– Зачисление в школу будущих первоклассников проходит на второй неделе сентября. Вам необходимо приехать и написать заявление. Однако необходимо помнить, что преимуществом при зачислении в первый класс пользуются дети микрорайона гимназии.
Этот диалог вывешен на сайте одной из самых «сильных» школ Брянска — гимназии № 7 — в разделе «Ваши вопросы — наши ответы». Многие родители мечтают определить сюда своих детей, но не многие могут. И не только потому, что школа «сильная». Дело в том, что 6 мая Брянская городская администрация выпустила постановление о территориальной привязке школ к строго определенным микрорайонам. Теперь в первую очередь в учебное заведение должны будут принимать учеников, проживающих на ближайших улицах. Остальные дети тоже смогут здесь учиться, но при условии, что в школе останутся свободные места.
– Так сложилось, что сегодня очень многие родители устраивают своего ребенка в школу, ориентируясь исключительно на авторитет учреждения и тех учителей, которые там преподают, — говорит Наталья Шмадченко, директор гимназии № 7. — Поэтому произошло перераспределение потоков: есть школы-лидеры, в которые стремятся попасть «сильные» дети, и есть такие, которые постепенно теряет рейтинг. Фактически принятое постановление — попытка централизованно исправить ситуацию.
Как пояснили в муниципалитете, ранее нередко приходилось сталкиваться с ситуациями, когда элитные гимназии или просто «сильные» школы не могли принять к себе всех желающих там учиться. Принятое постановление, теоретически, должно эту ситуацию исправить.
– Поправки в закон вносились не для того чтобы кого-то ограничивать. Закрепление микрорайонов за школами призвано обеспечить доступность образования. Закон защищает тех детей, которые не смогут попасть в школу, выбранную для них родителями. Теперь мальчишкам и девчонкам гарантировано место в школе, за которой закреплен их дом, — поясняют в пресс-службе администрации города.
Однако принятый документ поставил перед родителями много вопросов. Например, что делать школьникам, которые живут в одном районе, а прописаны где-нибудь в пригороде у бабушки? Или что делать тем школьникам, которые «приписаны» к лицею с усиленным изучением каких-то предметов, а учиться могут и хотят в обычной школе? Кроме того, некоторые улицы Брянска в списках закрепления микрорайонов за школами в принятом постановлении просто отсутствуют.
Руководитель брянского департамента образования Владимир Оборотов считает, что так или иначе, нарушать права ребенка нельзя, поэтому запретить кому-то учиться, например, в соседнем районе тоже нельзя.
– Для школ это постановление — хорошо, — говорит Владимир Оборотов. — Учителя и школьные психологи еще до 1 сентября будут знать не только тех школьников, которые к ним придут, но и их семьи, условия проживания. То есть, если в школу принимают так называемого «трудного» ребенка, и преподаватели, и школьные психологи будут к этому готовы. Такая практика была в Советском Союзе, и работало это достаточно неплохо. С другой стороны, Россия в свое время подписала Конвенцию о правах ребенка, по которой мы не можем запрещать ребенку учиться там, где он хочет. Я считаю, что тут тоже никого ограничивать нельзя. Поэтому если родители захотят отдать своего ребенка, скажем, в школу в другом районе, то им запретить этого никто не сможет.
– Зачем же тогда приняли это постановление, если все так или иначе будут учиться там, где захотят?
– Этого я не могу вам сказать. У нас те, кто принимает постановления, с работниками образования не консультируются.
– А что делать тем школьникам, чьи улицы внести в постановление просто забыли? И как вообще могло так получиться?
– Знаете, везде ведь есть «человеческий фактор». Неучтенные улицы — это ошибки, которые за время летних каникул будут скорректированы. Работники школ проведут работу в своем микрорайоне, и к 1 сентября уже точно будет ясно, кто к какой школе будет приписан.
Другими словами, постановление хоть и принято, но очевидно, что оно нуждается в доработке. Между тем в некоторых школах закрепленный в нем порядок действует уже несколько лет.
– Мы так работаем уже года три, наверное. До 1 августа набираем детей из близлежащих домов, а после — добираем на оставшиеся места, — рассказывает Валентина Лукашова, директор школы № 51. — По закону «Об образовании в РФ» ребенок по возможности должен учиться в шаговой доступности от дома. На соблюдение этой нормы отчасти и направлено новое постановление.
Вместе с этим Наталья Шмадченко, директор гимназии № 7, в которую многие стремятся попасть, обращает внимание на то, что почти при каждой школе сегодня работают подготовительные курсы, что позволяет как-то «фильтровать» поток желающих и при необходимости предлагать им выбрать школу «поспокойнее», независимо от места прописки. То есть ситуации, когда слабый школьник попадает в «сильную» школу и «не тянет» программу, практически исключены.
– У нас это называется «Школа будущего первоклассника», — рассказывает Наталья Шмадченко. — Занятия — три урока по 30 минут, проходят по субботам. По окончании этой школы учитель уже видит, с какими детками ему придется работать в будущем, и может дать соответствующие рекомендации родителям. Кому-то в школу еще рано, и им предложат подождать еще год. А кому-то порекомендуют отдать своего ребенка в более маленькую и, соответственно, более спокойную школу по соседству, и не нагружать его требованиями гимназии.
Даже если в соседней школе не будет мест, всегда можно найти другое учебное заведение, где свободные места найдутся, уверена Наталья Шмадченко. Главное, по ее словам, не делать ребенка жертвой родительских амбиций.
Тем временем родители школьников от инициативы чиновников не в восторге. Например, вызывает нарекания «географический вопрос» — по какому принципу те самые микрорайоны закрепляли за школами.
– Мне кажется, решение администрации довольно спорное и непродуманное, — говорит Марина, мать первоклассника. — Такое ощущение, что чиновники тыкали в карту наугад, не учитывая специфику местности и не оставляя выбора родителям. Беру собственный пример: рядом с моим домом, причем в одинаковой доступности — гимназия и лицей. По постановлению мне гарантировано место в лицее, а я бы предпочла, чтобы мои сыновья учились в гимназии. Боюсь, что такая «разделиловка» породит не всеобщее равенство, а коррупцию — детей сейчас много, и каждый будет стараться «впихнуть» свое чадо именно туда, куда ему захочется, за любые деньги.
Беспокоит родителей и возможное падение качества образования в тех школах, которые раньше считались сильными. Ведь «силу» школы определяют не только учителя и программы преподавания, но и ученики, которые по этим программам учатся.
– Постановление это так себе, прямо скажем. Потому что, как и прочие нововведения в системе образования, очень унифицирует процесс, — считает Анна, мать первоклассницы. — Существовали у нас в городе гимназии, прилагали усилия, старались углублять программы и расширять возможности. А теперь, стало быть, одним махом превращаются в обычные школы. Потому что двоечника Сидорова из соседнего дома обязаны принять. А ему эта гимназия со всей своей углубленно-расширенной программой до фонаря, ему удобно только, что просыпаться можно за 10 минут до звонка. Так что, скорее всего, теперь постепенно сотрутся границы между школами и условными гимназиями, будут средненькие школы со средненькими выпускниками. На них у нас как раз сейчас большой спрос.
Впрочем, лучше всего «живучесть» принятого постановления можно будет оценить лишь со временем и на практике. Сможет ли он в самом деле «перераспределить потоки» между школами сильными и слабыми или так и останется очередной безжизненной директивой, станет ясно уже после летних каникул.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости