«Неправославные»
Михаил Бирюков Фото: Дмитрий Кустарев

Михаил Бирюков Фото: Дмитрий Кустарев

Как и чем живет брянская община пятидесятников, которую многие считают сектой

Христиане Веры Евангельской или, как их еще называют, пятидесятники, — одно из распространенных в России и влиятельных протестантских вероисповеданий. В Брянске эту конфессию представляет церковь «Пробуждение». «Русская планета» поговорила с ее пастором Михаилом Бирюковым о прихожанах, взаимоотношениях с государством и РПЦ, и о том, почему многие считают пятидесятников сектантами.

«Как в ковчеге»

– ­Михаил Иванович, расскажите об истории вашей церкви и общины в Брянске.

– Если говорить о церкви всероссийской — она восходит к давним временам, еще до Первой мировой войны. Люди, обладавшие особым даром крещения Духом Святым, приехали в Россию, путешествовали по стране. Те, кто общался с ними, также получали этот дар. Так постепенно образовывались поместные общины христиан веры евангельской, которые потом объединились в союз. Сейчас в России более 2300 поместных церквей.

Нашей общине около двадцати лет. Поначалу община состояла примерно из сорока человек. Потом церковь стала расширяться — сейчас в ней 242 человека. Это люди, не просто приходящие к нам, а живущие по заповедям Божьим, они приняли крещение, построили здание церкви — сейчас с арендой помещений у протестантов возникают трудности. Ведем служение детям, помогаем сиротам, больным, бездомным, наркозависимым, алкозависимым.

– К вам идут больше пожилых людей или есть молодежь?

– В основном — среднего возраста. Есть пожилые, как мы называем, «золотого века». Молодежи около тридцати процентов. Приходят к нам дети верующих. Думаю, так должно быть в нормальной семье. Церковь — это и есть семья. Мы не ориентируемся на определенный возраст.

– А чем ваши прихожане занимаются в миру?

– Есть военные, есть рабочие, творческие люди, педагоги. Как в ковчеге — «каждой твари по паре». Контингента, который бы преобладал, нет. Приходят те, кто обременен тяжестью греха. Кому стало просто невыносимо. Есть существенная часть бывших алкозависимых, наркозависимые, бездомные. Наверное, Христос хочет, чтобы к Нему приходили разные люди. Приходя в церковь, человек осматривается — нравится ли ему атмосфера в церкви, то, как проходит служение. Лишь спустя четыре месяца он, если пожелает, может принять крещение.

– Есть те, кто уходит от вас?

– Люди, которые хотят уйти из церкви, часто не бывают искренни. Если человек меняет место жительства, меняет поместную церковь — это нормально. Или если предпочтет иную церковь, другую конфессию — баптистскую, например, или православную. Если видение той церкви, ее служение ему ближе.

А есть люди, которые покидают нас по причине греха и соблазна. Человек погряз во грехе — каждый раз обличаем совестью, приходя сюда, судим совестью… Такой человек должен либо исповедаться или покаяться, либо он пренебрегает общением с церковью и избирает общение с грехом.

– Если близкие члена вашей церкви люди не церковные, неверующие, как складываются в таком случае отношения в семье?

– Очень часто так бывает. Сначала возникает настороженность, неприятие. Нас ведь, во многом благодаря СМИ, считают сектой. И когда сын, дочь, муж или жена «попадают в секту» — это, конечно тревожит, пугает. Но затем близкий человек очевидно меняется, по сути, рождается заново, вступив в личное общение с Богом. Как правило, члены семьи этого человека сами становятся членами церкви. Я сам через это прошел. Моя жена сделалась христианкой. Я поначалу противился. Но потом увидел, как изменился ее характер, поведение, и пришел к Господу.

«Если секта, то секта хорошая»

– Вам приходится ощущать неприятие окружающих?

– Иногда приходится. Опять-таки, многие нас считают «сектой». «Секта» — это нечто непонятное. Все непонятное вызывает недоверие, отторжение, но люди видят ведь, чем мы занимаемся, что работаем мы и с бездомными, больными, с покинутыми детьми и стариками. И начинают оценивать нас не по слухам, а по делам, по плодам этих дел. Как кто-то сказал однажды: «Если это секта, то секта хорошая». Случается прямая агрессия по отношению к нам, но достаточно редко. Вообще, в Брянске неплохое отношение к протестантам. Во многом, благодаря братьям баптистам. Они служат здесь Господу давно, еще с советских времен.

– Вы упоминали о трудностях с арендой. У вас непростые отношения с официальной властью?

– Не только с арендой трудности. Вот есть у нас братья с тюремным прошлым. Они могли бы помочь тем, кто сейчас за колючей проволокой. Но двери туда для нас закрыты. Не в каждую больницу мы можем прийти. Бывает, главный врач требует разрешение православного священника. Еще мы не можем приходить в школы.

По конституции мы, как религиозная конфессия, имеем те же права, что и другие церкви, но это на бумаге. Вот наш губернатор выступил с тем, что церкви должны быть в «шаговой доступности». Прекрасно: пишем ему письмо, что мы хотим открыть еще одну церковь. Получаем ответ: нет земельных участков. И тут же открывается храм в Бежице возле ДК имени Д.Н. Медведева, еще недавно храм на Новостройке освящен. Слава богу, что эти храмы открываются! Мы ни в коем случае не требуем, чтобы их забрали и отдали нам «в порядке очередности». Но хотелось бы, чтобы отношения к разным конфессиям и на деле было хотя бы примерно равным.

В первые годы после перестройки наблюдалась немалая миссионерская активность протестантских церквей. Теперь этого нет?

– Раньше не было проблем с арендой помещений. Можно было свободно напечатать объявления в газете. Сейчас подобные возможности отсутствуют. В газетах — объявления об услугах всяких колдунов, знахарей. А если мы попробуем напечатать объявления о наших служениях, то вряд ли кто напечатает. По телевидению идут «битвы экстрасенсов», но богослужебные собрания, где мы молимся за больных, не покажут.

Еще важный момент — это готовность общества. На тот момент люди были изнурены. Готовы были припасть к любому источнику. Не всегда чистому, здоровому. Помните, сколько всплыло шарлатанов всяких, экстрасенсов. Но на той волне, когда люди ждали помощи, жаждали правды, было легко говорить об Иисусе Христе и находить отклик в людских душах.

«Каждый сам за себя даст отчет»

– Как складываются отношения с православной церковью? Ведь иногда позиция многих православных сводится к тому, что все, что вне православия ересь.

– Это говорит о некоторой однобокости суждений. О предубеждении к людям, которые обряды совершают немного по-другому. Но которые тоже веруют во Христа, и стараются жить по заповедям Божьим. На мой взгляд — я говорю это не только, как верующий человек, но и как гражданин — это, по меньшей мере, нелепо. Это означает обкрадывать себя. Хотя, насколько я знаю, есть совет религиозных конфессий при президенте, где представлена и наша церковь.

Я не могу дать отчет — какое отношение у православия к нам, к протестантским церквям. Наверное, у каждого свое индивидуальное. Я бы не хотел, чтобы христиане принципиально делились на конфессии. Христос ведь не был ни католиком, ни православным, ни протестантом. Те, кто живет по Священному Писанию — для нас брат или сестра во Христе. У нас доброжелательные отношения ко всем. Каждый сам за себя даст отчет.

Все-таки, у вас есть какие-то контакты с православной церковью?

– Жил православный священник на нашей улице. Мы друг друга приветствовали, и мой контакт на этом уровне был очень хорошим, доброжелательным. Сегодня сын православного священника ходит к нам в гости и общается с моей приемной дочерью — вот на этом уровне у нас хорошие отношения.

На официальном уровне пересечения у нас нет. И это, думаю, плохо. Хотелось бы, чтобы пересекались. И не на почве антагонизма, а на почве совместного созидания. В обществе ведь достаточно серьезных проблем. Алкоголизм, от которого погибает в год сто тысяч человек. Те же самые наркотики — от них тоже до ста тысяч гибнет. Разваленные семьи, абортарии, где миллионы убитых детей. Слава богу, православная церковь в лице Патриарха высказала четкую позицию по отношению к однополым бракам. Это мерзость, которая пытается посягать на нашу страну. Многие пороки, подобно проказе, разъедают наше общество. Так что межконфессиональное противостояние пользы не принесет.

Кто «работает на Запад»

Есть мнение: православие это наше, русское. А всякие протестанты, католики пришли с Запада и являются проводниками западных идей…

– Встречал такое отношение неоднократно. Назову это глупостью. Найти врага, в которого можно ткнуть пальцем: «Бей его, спасай Россию» — несложно. На самом деле протестантские церкви за оздоровление общества. Мы за крепкие семьи, за то, чтобы больше рождалось детей. Мы против греха, о котором написано в Священном Писании: речь идет о мужеложестве, педофилии, всякой мерзости Содома и Гоморры. Мы против алкоголя. Если я когда-то умирал от алкоголя и хоронил друзей, сегодня я не пью. И не потому, что «завязал», а по причине свободы от этой мерзости. Говорят, что сегодня в нашей «наркологичке» уже открыли отделение для подростков. Мы против разврата, который настолько агрессивно с экранов телевидения пропагандируется, что дети, девочки и мальчики уже не хранят себя до брака, некоторые даже стыдятся своего целомудрия. У протестантов грех, если люди сквернословят. Речь даже не о мате — о плохих словах, которые унижают и оскорбляют человека. Здравость евангельского учения в том, чтобы общество не деградировало, наоборот, имело «соль», ту, о которой написано — «Вы соль земли…». Жить надо по-евангельски, а не по-протестантски, по-католически или по другой конфессии.

«На Запад» многие работают больше, чем мы. Они носят одежду Запада. Они смотрят фильмы Запада – фильмы грязные в большинстве своем. Это не фильмы Тарковского. Не фильмы советских времен, которые учили нравственности. Так что «на Запад» работает киноиндустрия, некоторые наши СМИ, торговые фирмы — никак не евангельская, христианская церковь.

– Можно ли быть полноценным, настоящим христианином?

– Полноценный христианин — это тот, кто следует за Христом. Тот, кто думает так, как думал бы Христос. Постоянно читая Священное Писание, человек примеряет сказанное там к себе. Понимает — где-то он возгордился, что-то упустил, где-то прошел мимо, не помог… Само Слово Божье проводит работу в сердце этого человека, давая новые ценности — не ценности этого мира, а ценности, которые в мир принес Христос. Полноценным христианином быть можно. И нужно. Христианство — это не точка. Это путь.

Предсказуемые, но скандальные Далее в рубрике Предсказуемые, но скандальныеИтоги выборов депутатов Брянской областной думы Читайте в рубрике «Титульная страница» Чего ждать от нового главы ГИБДД?Первостепенными задачами Михаила Черникова могут стать борьба с коррупцией и повышение культуры вождения Чего ждать от нового главы ГИБДД?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»