«Если б не Москва, ездили бы на телегах»
Проверка билетов на железнодорожной станции «Петровско-Разумовское». Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Проверка билетов на железнодорожной станции «Петровско-Разумовское». Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Брянской области угрожает сокращение пригородных поездов

Железнодорожные компании, перевозящие пассажиров в российских регионах, несут ощутимые убытки. Брянская область — одна из тех, где расходы бюджета компенсируются недостаточно — менее чем на 10%. Железнодорожники обещают, что объемы пригородного сообщения будут приводиться в соответствие с оплаченным заказом. То есть движение поездов может резко сократиться.

По специфике брянского региона пригородные поезда — очень важная часть транспортного комплекса. Например, многие жители райцентра Жуковка и города-спутника Сельцо на работу в Брянск и обратно добираются электричкой. Попасть в райцентр из поселков Ржаница и Тросна не на электричке очень проблематично. Поселки Синезерки, Навля, Алтухово соединены с областным центром электропоездами. Наконец, Брянск для России уникален тем, что электричка здесь является внутригородским видом транспорта.

Руководитель Брянского центра ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Василий Куканос в беседе с РП опасения подтвердил. По его словам, движение пригородных поездов может быть сокращено. Прежде всего по направлениям, которые обслуживаются составами на дизельной тяге — Орел, Унеча.

ЦППК осуществляет пригородные перевозки в Москве и Подмосковье, а также в восьми регионах России, в том числе в Брянской области. Эта структура независима от РЖД, хотя и арендует там подвижной состав. Заказы на пассажирские перевозки определяют региональные власти. Они устанавливают, в частности, графики движения электропоездов и утверждают тарифы.

За 2,5 года убытки ЦППК по Брянской области составили больше 1 млрд рублей, за 9 месяцев текущего года — 258 млн рублей. Согласно действующему законодательству, расплачиваться с долгом должно областное правительство. Сейчас им покрыто лишь 8% убытков.

По мнению Куканоса, главная причина убыточности пригородных перевозок — недостаточное число пассажиров. Среднее количество пассажиров пригородного поезда по региону — 22 человека, тогда как вагоны дизельных и электропоездов рассчитаны на 100 посадочных мест. О рентабельности может идти речь при наполняемости состава не менее 50%.

— В Московском мегаполисе не знают, как перевезти пассажиров, а мы — как их найти, — так объяснил транспортную проблему Куканос.

По оценкам специалистов Брянского центра ЦППК, около 25% пассажиров брянского пригородного железнодорожного транспорта — безбилетники. Через турникет на станции Орджоникидзеград за день проходит лишь 1 тыс. пассажиров, а всего их около 18 тыс. Причина большого количества безбилетников — отсутствие турникетов.

На главном вокзале в Брянске — Орловском — до сих пор отсутствует пропускная система.

ОАО ЦППК остается прибыльной корпорацией несмотря на то, что регион покрывает лишь 92% убытков. Это происходит благодаря перевозкам в окрестностях столицы.

Все затраты провинций «отбивает» Московский регион.

— Если б не Москва, мы бы ездили на телегах, — говорит Василий Куканос.

Последует ли сокращение и насколько оно будет значительным, зависит от взаимодействия областной власти и ЦППК.

Директор Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области Владимир Михалев ситуацию драматизировать не склонен. Возглавляемое им ведомство формирует заказ на пригородные перевозки, которые надлежит исполнять ЦППК.

Железнодорожники выставляют счета, но никак их не обосновывают. Внятная калькуляция расходов отсутствует.

— Мы ничего не знаем о зарплатах машинистов, контролеров, менеджеров в этой компании. А вдруг у них там «Роллс-Ройсы», золотые унитазы и столы из красного дерева? — рассуждает в беседе с корреспондентом «Русской планеты» Михалев.

Претензии железнодорожников являются предметом судебного спора. Сейчас в арбитражном суде Брянской области рассматриваются неоплаченные счета за 2011 год. Назначена соответствующая экспертиза. Предстоят процессы по итогам прошлого и текущего годов.

Финансирование пригородных железнодорожных перевозок из областного бюджета сокращается. В этом году выплачено около 44 млн рублей. В 2014 году эта сумма уменьшится вдвое — до 22 млн.

Владимир Михалев уверен, что ЦППК успешно заключит договор на 2014 год и будет его выполнять, несмотря на то, что проблема рентабельности перевозок действительно существует.

По словам Владимира Анатольевича, область готова уменьшить объем перевозок, но последствия этого могут оказаться болезненными. Был случай, когда в области отменили электропоезда на одном из маршрутов от Брянска до Жуковки — пассажиры высказали недовольство.

Сейчас в Брянской области курсирует 104 пригородных поезда, перевозящих 4,5 млн пассажиров за год. И пока неизвестно, станет ли рейсов меньше.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Пенсионный дисбалансПочему в России решили повысить пенсионный возраст? Пенсионный дисбаланс

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»